Драматическое действие - это не то, что вы думаете.
Сценарий состоит из сцен. А сцена строится вокруг драматического действия. Поэтому драматическое действие очень важно. Но что это на самом деле такое?
Драматическое действие. Звучит так, как будто оно насыщено взрывными эмоциями: с множеством драк, погонь, трюков, взрывов. Но это не обязательно физическое действие. И далеко не всегда означает большие переживания.
Основной концепт драмы, происхождение самого слова - "Кто-то делает что-то". Но этот концепт явно устарел. Ведь, люди не будут смотреть на экран, где герои тупо покупают продукты или натягивают свои носки.
Так какая разница между тем, что мы называем драматическим действием и просто рандомным действием?
Цели и изменение.
Цели - это то, что герой хочет получить или хочет чтобы это произошло. Цели - задачи - намерения - стремления. Называйте это как хотите. Но в целом это то, чего хочет ваш герой.
Цели имеют два слоя. Предположим, моя цель в определенной сцене - взять ключ. Но для чего именно мне нужен ключ? Мне нужен ключ, чтобы открыть ящик. А внутри ящика находится важная улика преступления. А улика нужна, чтобы доказать мою невиновность. Ну или в коробке лежит драгоценный камень, с его помощью получится добиться чьей-то любви. В общем, “взять ключ” - это цель в данный момент, т.е. цель сцены. Но меня это волнует только потому, что эта цель ведет меня дальше, к более масштабной цели, которая завершит мою историю.
Такую цель вы можете назвать “основной целью”, “центральной целью”, “суперцелью” или “целью истории”. Называйте как хотите. Но суть одна - основная цель должна оставаться постоянной на протяжении всей истории.
В жизни мы беспорядочно переключаемся, а наши цели постоянно конфликтуют друг с другом. Но в истории вы должны сосредоточиться только на одной. Эта цель является определяющей чертой истории. Это то, почему мы любим истории. Они имеют для нас больше смысла, чем жизнь. Так какое отношение это все имеет к драматическому действию?
В каждый момент, каждый персонаж имеет цель. И драматическое действие - это то, что персонажи делают, чтобы достигнуть своей основной цели. И когда персонаж принимает меры, чтобы достичь своей цели, он надеется что-то изменить.
Даже самые невероятные эмоциональные сцены, погони, взрывы и все такое, будут невероятно скучными, если все остальное останется без изменений и герой не продвинется дальше к своей основной цели. Изменение может открыть новое направление истории, а может быть просто шагом на пути к прогрессу. Изменение может быть даже новым битом информации или просто поражением, неудачей героя. Все это будет изменением истории. Давайте теперь сложим одно к другому.
Драматическое действие - то, что герой ДЕЛАЕТ. Чтобы ПОЛУЧИТЬ ЧТО-ТО или ЗАСТАВИТЬ ЭТО СЛУЧИТЬСЯ. Герой имеет ЦЕЛЬ. И результатом всегда служит ИЗМЕНЕНИЕ.
Посмотрите на каждую сцену, которую вы хотите написать. Кто делает? Что он делает? Какая у него цель? И какое изменение следует в результате? Когда вы ответите на эти вопросы, ваш сценарий будет более живым, более мощным и будет гораздо легче писаться.
В каждый момент, каждый персонаж имеет цель. И драматическое действие - это то, что персонажи делают, чтобы достигнуть своей основной цели. И когда персонаж принимает меры, чтобы достичь своей цели, он надеется что-то изменить.
Даже самые невероятные эмоциональные сцены, погони, взрывы и все такое, будут невероятно скучными, если все остальное останется без изменений и герой не продвинется дальше к своей основной цели. Изменение может открыть новое направление истории, а может быть просто шагом на пути к прогрессу. Изменение может быть даже новым битом информации или просто поражением, неудачей героя. Все это будет изменением истории. Давайте теперь сложим одно к другому.
Драматическое действие - то, что герой ДЕЛАЕТ. Чтобы ПОЛУЧИТЬ ЧТО-ТО или ЗАСТАВИТЬ ЭТО СЛУЧИТЬСЯ. Герой имеет ЦЕЛЬ. И результатом всегда служит ИЗМЕНЕНИЕ.
Посмотрите на каждую сцену, которую вы хотите написать. Кто делает? Что он делает? Какая у него цель? И какое изменение следует в результате? Когда вы ответите на эти вопросы, ваш сценарий будет более живым, более мощным и будет гораздо легче писаться.
Теперь, когда мы с этим разобрались, давайте изучим небольшой, но очень мощный сценарный инструмент. Актерское упражнение, которое каждый сценарист должен знать. Каждый герой, которого вы пишете, будет сыгран актером. Актер будет задавать себе вопросы о каждой отдельной сцене вашего сценария: Что я делаю, входя в эту сцену? Что я делаю, проговаривая эту реплику? Что я хочу? Чего я собираюсь достичь? Другими словами - какое здесь драматическое действие?
Каждый раз, когда актер задает себе эти вопросы он сводит все к одному единственному глаголу. Глагол - просто обозначение для действия. Найдя то самое одно слово, вы найдете то самое главное в сцене, что герой будет делать. Вы даете название драматическому действию.
Когда вы определяете словом сцену или персонажа, вы даете энергию, фокусируете взгляд. Вы даете почву для актерской игры. И это будет давать жизнь каждому моменту истории.
Например, Сережа в разговоре делает намеки Марине, знает ли она о предстоящей вечеринке. Действие здесь - проверить. Но такое действие может иметь несколько глаголов для обозначения. Поэтому правильные точные глаголы настолько важны, чтобы понять, какое драматическое действие здесь имеет место быть.
Вася приходит в офис и видит там Колю и Мишу. Он просит Мишу налить ему чай. Когда Миша приносит ему чай, Вася сообщает ему кое-что приватно, тет-а-тет. И действие здесь может быть - устранить, исключить. Но если Вася собирается сказать Мише хреновые новости? Тогда действие здесь будет - защитить.
Глагол сообщает о главной цели и главной эмоции в данный момент. Глагол - это и есть драматическое действие в его чистом виде.
Когда вы подбираете глагол, будьте осторожны с глаголом быть (быть влюбленным, быть бандитом). Они не называют действие. Они описывают состояние. Герой не просто хочет быть бандитом - он хочет воровать. Должна быть конкретика. Не просто быть богатым - но найти сокровища, совершить ограбление. Подберите слово - то самое действие, которое позволит герою быть.
И последнее, что вы должны запомнить обо всех этих действиях и глаголах. Многие из них, реально - просто диалог. Существует теория, что разговоры в фильмах - это плохо. Тупая теория. Диалог - это тоже действие. Очень многие вещи в жизни (в том числе опыт, навыки, переживания) мы передаем с помощью диалогов. Разговаривая, мы достигаем наших целей (например, в бизнесе).
Если ваш диалог не является действием, это не значит, что он не драматичен сам по себе. Это значит, что вы не превратили диалог в действие. И вы должны это сделать.
Давайте сделаем выжимку из всего вышесказанного:
- Каждый сценарий сделан из сцен.
- Каждая сцена основана на драматическом действии.
- Драматическое действие - что-то, что ваш герой делает, чтобы получить что-то или заставить ситуацию произойти.
- Герой имеет цель и результатом всегда будет изменение.
И если вы проработаете ваш сценарий, сцена за сценой (особенно когда вы вошли в ступор, или что-то вас беспокоит в вашей истории) ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС:
Каково действие?
А теперь идите и напишите что-нибудь! У вас обязательно получится!
Больше интересного на нашем канале в Telegram.