Статьи

Бит-Лист. Способ, который поможет написать сценарий.

Бит-лист (список битов) - это простой документ, в котором излагается вся ваша история от первого акта до финального изображения. Перечисление ключевых моментов сюжета и важных кадров значительно упростит ваш процесс написания. Вы не представляете, сколько известных фильмов написаны именно с помощью бит-листа по Блэйку Снайдеру.

Эта техника разбивает историю на основные биты. Маркированные пункты – ваши биты - решающие моменты в вашем сценарии.

Цель - собрать все ваши биты в одном документе, а затем организовать их таким образом, чтобы они служили руководством при структурировании и написании вашей сюжетной линии.

У разных сценаристов разные мнения о том, сколько и какие пункты вы должны включить в свой список. Единственного правильного мнения нет, но большинство людей сходятся на том, что хорошие результаты вы получите, используя примерно 15 основных пунктов.

Номера страниц, указанные для каждого пункта, не являются строгим правилом. Они просто указывают на то, где примерно должны располагаться биты в 110-страничном сценарии.

Бит 1. Открывающая сцена (стр. 1)

Цель вашего вступительного такта - немедленно привлечь внимание аудитории. Ваш первый визуальный образ должен отражать борьбу и тон истории, давая представление о проблеме вашего главного героя до того, как ваш сценарий начнется всерьез.
Например, в первой сцене фильма "Рокки" (1976) главный герой сражается внутри старой церкви за приз в 40 долларов. Мы сразу чувствуем, что Рокки в жизни не повезло, и он изо всех сил старается свести концы с концами.

Бит 2. Установка (стр. 1-10)

В начале вам нужно представить статус-кво в мире главного героя и описать его борьбу или обозначить то, чего ему не хватает. Это придаст вашему сценарию ощущение реальности и создаст контекст для ваших персонажей.
Прежде чем вы погрузите читателя в общую историю, попытайтесь ответить на следующие вопросы:
  • Где происходит ваша история?
  • На что похожа эта культура?
  • На кого похожи эти персонажи?
  • Действие вашей истории происходит в прошлом, настоящем или будущем? (И это прошлое, настоящее или будущее, которое мы знаем, или иная реальность?)

Бит 3. Заявленная тема (стр. 5)

Пока вы закладываете основу, вам нужно объяснить, о чем ваша история (обычно это делается во время настройки/установки). Об этом часто говорят главному герою или, по крайней мере, в его присутствии. Но он может не понять это послание или истину, пока у него не будет опыта и контекста, подтверждающих это.
В этом бите крайне важно сообщить вашей аудитории имя главного героя, немного о его истории и указать на любые определяющие черты характера, которыми он/они обладают.

Бит 4. Катализатор/ волнующий инцидент (стр. 12)

Волнующий или провоцирующий инцидент - это когда главный герой понимает, что его супруг(а) изменяет ему, или что-то не так со здоровьем, или он встречает кого-то, кто меняет его жизнь.
Это поворотный момент в вашей истории, который кардинально меняет жизнь вашего главного героя. Когда старый мир рушится, он может начать свое путешествие к новому месту назначения.

Бит 5. Размышление, дебаты (стр. 12-25)

После того, как произошел инцидент с подстрекательством, становится ясно, что все не может оставаться по-прежнему. Но перемены пугают, поэтому ваш главный герой почти наверняка будет сомневаться в предстоящем путешествии. Сможет ли он/они пережить путешествие героя? Есть ли у них то, что для этого требуется?
Это отличная возможность разобраться во внутренних и внешних конфликтах вашего персонажа. Что же удерживает его от того, чтобы отправиться в путешествие? Какие установки или опыт помогут или помешают ему двигаться вперед? Как это повлияет на его выбор?

Бит 6. Переход ко второму акту (стр. 25)

Именно здесь ваш сценарий начинает накаляться, поскольку ваш главный герой делает выбор и начинается его путешествие. На этом этапе важно изложить причины, по которым ваш главный герой принимает это решение.
  • Он что-то ищет?
  • Хочет ли они что-то/кого-то спасти или только самого себя?
  • Надеется ли он изменить мир или только свою жизнь?
  • Является ли его основная мотивация внутренней или внешней?
Ответы на эти вопросы окажутся очень полезными по мере того, как вы будете углубляться в процесс написания сценария.

Бит 7. Второстепенная сюжетная линия (стр. 30)

А теперь давайте обсудим тему или ваш кусочек истины. Если в вашей истории есть персонаж, к которому у главного героя любовный интерес, то он обсудит с ним эту тему – вот почему историю В (или подзаголовок) часто называют историей любви.
Некоторые люди беспокоятся о том, что их история В затмит их основную историю, но этого не произойдет, пока ваша основная сюжетная линия сильна. Вместо этого ваша история В должна дополнять основной сюжет и сплетаться воедино в конце.
История В также знаменует вступление вашего главного героя во второй акт вашего сценария.

Бит 8. Обещание предпосылки / развлечения и игры (стр. 30-55)

Обещание предпосылки - это промежуточный момент вашей сюжетной линии. Это шанс повеселиться от экшена, перестрелок, громкого смеха, драматических моментов и других событий, которые будут хорошо смотреться в трейлере.
Когда ваш главный герой начнет взаимодействовать с миром, в который он попал, у него могут начаться некоторые победы и укрепиться уверенность в себе. Хотя это, вероятно, продлится не слишком долго…

Бит 9. Поворотная точка / мидпойнт (стр. 55)

Когда вы достигаете середины своего сценария, для вашего главного героя все становится либо удивительным, либо ужасным. В некоторых историях персонаж будет иметь все, что он хочет, и чувствовать себя на вершине мира – часто это называют ложной победой. В других случаях он окажется на самом дне.
Естественно, эта ситуация создает поворотный момент в жизни вашего главного героя. Это момент "сейчас или никогда", когда мы видим лучшие и худшие черты персонажа и узнаем, как он справится с результатами своих действий.

Бит 10. Плохие парни наступают (стр. 55-75)

Если ваш главный герой был на вершине мира в средней точке, его вот-вот вернут на землю. По мере приближения плохих парней ваш главный герой будет испытывать кризис уверенности, борясь со страхом, сомнениями, гневом, разочарованием и эмоциональным истощением.
Теперь, когда враг взял верх, путешествие вашего героя стало намного сложнее.

Бит 11. Все потеряно (стр. 75)

Этот ритм находится в оппозиции к вашей средней точке. Если ваш главный герой что-то приобрел в тот момент, то именно теперь он понимает, что потерял это. Если у него все еще что-то есть, то он понимает, что это не имеет никакого значения. Это момент, когда что-то или кто-то умирает.
Эта физическая или эмоциональная смерть открывает пространство для появления в жизни чего-то нового. И хотя вы уже знаете, что это ложное поражение, важно, чтобы персонаж еще не знал об этом – он должен оставаться в проигрыше в течение этого такта.

Бит 12. Душа во мраке (стр. 75-85)

Иногда вещи должны разваливаться на части, прежде чем их можно будет собрать обратно. Это именно то, что происходит с вашим главным героем на данном этапе вашего сценария.
Когда все вокруг него рушится, ваш главный герой опускается на самое дно и оплакивает то, что он потерял, будь то мечта, цель, наставник, возлюбленный или что-то еще.

Бит 13. Переход к третьему акту (стр. 85)

С помощью свежей идеи, нового открытия или какого-нибудь своевременного совета из истории В (обычно это история любви) ваш главный герой берет себя в руки и решает попробовать еще раз.
С этим новым приливом энергии ваш главный герой чувствует себя отдохнувшим и готовым достичь своей цели. Если до этого момента он мыслил эгоистично, то теперь его больше заботит общее благо.

Бит 14. Финал (стр. 85-110)

По мере того как ваш главный герой сочетает оригинальную тему истории "А" с контекстом из истории "B", все начинает складываться воедино. Даже если ваш персонаж еще не одержал крупной победы – или приближается к поражению, – у него будет ощущение, что его возродившаяся надежда начинает оправдываться.
Это также тот момент, когда ваша аудитория и главный герой оба осознают мораль вашей истории. Ваша работа как сценариста состоит в том, чтобы убедиться, что это урок для всех, и что он ясен и осмысленен.

Бит 15. Заключительная сцена (стр. 110)

Проще говоря, ваша конечная точка должна быть противоположна вашему исходному изображению. Это визуальное представление изменений, произошедших с вашим главным героем на протяжении истории.
Поскольку это финальный образ в вашем сценарии, важно хорошенько подумать о том, какой урок вы хотите преподнести зрителям и как вы хотите завершить путешествие вашего персонажа.
Больше интересного на нашем канале в Telegram .