Что же такое экспозиция? Как и многие вещи в сценарном мастерстве, экспозиция не имеет четкого и единственного определения. Мы будем придерживаться следующего определения: экспозиция - передача информации зрителю.
Исходя из этого определения, многие вещи сразу смотрятся по-другому и возникает понимание, как экспозицию выстраивать. Как информация должна быть донесена до аудитории в каждой конкретной сцене?
Удивительная вещь, но аудитория хочет получать информацию. Наблюдая на экране сцену за сценой, публика жаждет новой информации: каков план? почему все пошло не так? кто этот чувак? что же в коробке?
Экспозиция может служить пинком для аудитории. И если публика смотрит на экран недоверчиво, значит ваша экспозиция недостаточна хороша. Значит вы неверно донесли информацию, неуклюже, не драматично. Давайте поговорим, почему же экспозиция бывает ужасной.
Плохая экспозиция случается тогда, когда сценарист думает, что он должен сообщить что-то аудитории. Вместо того, чтобы думать о том, что один персонаж должен рассказать другому. И эта информация, навязанная автором герою, может казаться в диалоге притянутой за уши, как будто она не принадлежит данному персонажу. Например, Вася говорит Пете.
Оба персонажа знают, что они знакомы с детства, что учились в одной школе. Нет причины напоминать об этом друг другу. Видно, что это автор хочет донести до аудитории инфу об их прошлом. Многие авторы относятся к экспозиции с точки зрения ненавистного домашнего задания, побыстрее бы расправиться с ней и бежать дальше. Они хотят просто вывалить нам кучу необработанной информации. И от этого мы получаем скучные и ненужные сцены, которые кроме как тоску, ничего не вызывают. Такие большие куски информации вынуждают режиссеров ставить актерам задачи побыстрее произнести текст, чтобы максимально сократить экранное время на эту нудятитну.
Может показаться, что решение этой проблемы - метод walk and talk. Когда герои идут куда-то и параллельно разговаривают, а перед ними бежит ошалелый оператор со стедикамом. Но такие сцены - не выход. Нужно писать сцены, в которых есть что играть. Сцены должны быть драматичны. Ничего драматического в проходках нет.
Как же исправить плохую экспозицию?
10 способов сделать экспозицию лучше.
Создайте драматическое действие. Люди доносят информацию постоянно. Они заказывают еду, они делают доклады, они ведут блоги, рассказывают о факапах друзей, спорят, обсуждают и т.д. Экспозиция работает тогда, когда герой что-то хочет или хочет, чтобы это случилось.
Сделайте ситуацию значимой для героев. Герой должен сказать что-то другому герою, у него должна быть веская причина на это. Сказать или узнать информацию. Найдите ситуацию, где информация - это препятствие к достижению цели или же, наоборот, проводник.
Держите высокую концентрацию. На самом деле, в сценарии совсем немного времени. Остановитесь и подумайте. Выберите самую точную фразу, чтобы донести информацию. Не размывайте.
Не прерывайтесь на экспозицию. Не нужны сцены, где все что происходит - это экспозиция. Не пишите их. Просто дайте герою еще что-то делать (не проходки :) Люди разговаривают все время. Во время игры в покер, во время ужина, во время секса.
Избегайте вопросов и ответов. Когда герой просто спрашивает у другого героя - это не драматично. Сцена должна быть сценой.
Избегайте объяснений. Если вы думаете, что зритель не поймет, и нужно что-то ему разжевать. Не нужно. Зритель умнее, чем вы думаете.
Избегайте повторов. Следите за тем, чтобы информация не повторялась дважды/трижды/многожды.
Ищите иные способы. Диалог - не единственный способ донести информацию. Герои могут гуглить, смотреть новости, подслушать других людей. Дневники, письма, ГЗК, флэшбэки и т.д.
Сцены - объяснения. Такие сцены могут быть, если они объясняют сложные правила мира. Например, звездные войны или матрица. Иногда такие сцены могут становиться культовыми)
Сделайте экспозицию интересной! Эмоциональной, веселой, визуально необычной. Раскидайте информацию, как кусочки пазла. Пусть зритель собирает. Можете вложить эту информацию в героя, который очень уникальный (во всех смыслах). Все, что не скучно - хорошо.
Прочитали? Этого недостаточно. Тренируйтесь. Посмотрите свои любимые фильмы. Разберите экспозицию каждого.
И пишите. Пишите сценарии. Пусть их будет больше, пусть они будут лучше.