Приходилось ли вам ранее сталкиваться с мнением, что флэшбэки являются плохим инструментом для сценариста?
Удивительное количество учителей по сценарному мастерству, особенно старой школы, считали ретроспективные кадры убийцами сценариев. Их основной аргумент состоял в том, что воспоминания останавливают поступательное движение истории. А это чуть ли не главный критерий оценки авторов на профессионализм.
Да, плохой флэшбэк сделает именно так, что ваша история "споткнётся". Однако, флэшбэк все же действенный инструмент и средство повествования. И в литературе он работает просто замечательно. Да и многие кинокартины, которые мы уже видели использовали воспоминания мастерски, превращая их в художественный прием, который работает именно на историю. Вспомните "Выживший", "Безумцы", "Лучше звоните Солу", "Черный понедельник", "Перевал Дятлова", "Рассказ служанки", "Конь БоДжек", "Эйфория". Плохие примеры тоже имеются. Например, воспоминания о Техасе в "Тельма и Луиза". Так что инструмент популярный. Важно понимать как его использовать.
Удивительное количество учителей по сценарному мастерству, особенно старой школы, считали ретроспективные кадры убийцами сценариев. Их основной аргумент состоял в том, что воспоминания останавливают поступательное движение истории. А это чуть ли не главный критерий оценки авторов на профессионализм.
Да, плохой флэшбэк сделает именно так, что ваша история "споткнётся". Однако, флэшбэк все же действенный инструмент и средство повествования. И в литературе он работает просто замечательно. Да и многие кинокартины, которые мы уже видели использовали воспоминания мастерски, превращая их в художественный прием, который работает именно на историю. Вспомните "Выживший", "Безумцы", "Лучше звоните Солу", "Черный понедельник", "Перевал Дятлова", "Рассказ служанки", "Конь БоДжек", "Эйфория". Плохие примеры тоже имеются. Например, воспоминания о Техасе в "Тельма и Луиза". Так что инструмент популярный. Важно понимать как его использовать.
Итак, существует два типа флэшбэков, два типа воспоминаний: субъективные и объективные, также известные как флэшбэки персонажа и флэшбэки аудитории. В чем разница?
1) Флэшбэк персонажа. В этот момент мы наблюдаем, как персонаж видит, вспоминает или размышляет о событии из прошлого.
2) Флэшбэк аудитории. Зрителям демонстрируется событие из прошлого, но персонаж понятие об этом не имеет.
Очевидно, что эти два типа очень разные и также существуют разные способы заставить такие флэшбэки работать.
1) Флэшбэк персонажа. В этот момент мы наблюдаем, как персонаж видит, вспоминает или размышляет о событии из прошлого.
2) Флэшбэк аудитории. Зрителям демонстрируется событие из прошлого, но персонаж понятие об этом не имеет.
Очевидно, что эти два типа очень разные и также существуют разные способы заставить такие флэшбэки работать.
Субъективный флэшбэк.
Когда персонаж находится в воспоминании о прошлом, вы должны убедиться, что
есть причина в рамках его истории, чтобы это воспоминание пришло к нему именно в этот момент.
Флэшбэк произошёл, потому что это именно сейчас важно и нужно для истории. То есть он не просто на минутку задумался, как было клево тем летом на даче. И да, вам разрешено замедлять поступательное движение истории. История нуждается в динамике. Динамика ощутима за счет изменений в темпе и тоне. Если вы продолжаете каждую сцену на одном и том же высоком уровне интенсивности, вы рискуете превратиться в Майкла Бэя. Зритель быстро устанет и потеряет интерес. Даже к взрывающимся вертолетам - доказано вышеупомянутым мастером Голливуда.
Теперь еще одна вещь, которую вам нужно сделать, чтобы флэшбэк персонажа работал как следует.
Теперь еще одна вещь, которую вам нужно сделать, чтобы флэшбэк персонажа работал как следует.
Воспоминание должно повлиять на персонажа.
Оно должно дать ему полезную информацию, подтолкнуть его, чтобы сделать что-то, а может заставить его бояться сделать что-то, или изменить что-то в персонаже или в истории.
Объективный флэшбэк.
Когда решите окунуть аудиторию в прошлые события, то убедитесь, что ваш киноязык повествования позволяет это сделать.
Вы не можете без причины внезапно сломать четвертую стену. Это должно иметь значение.
Второй важный момент:
Второй важный момент:
такой флэшбэк обязан изменить что-то в нашем понимании и восприятии истории.
Это должно быть откровением. Когда вы привносите прошлое в историю, это должно стать поворотным моментом. Все, что происходит после этого, означает для нас что-то новое из-за того, что мы теперь кое-что знаем.
Вывод.
Так что в целом лучшее правило для того, чтобы заставить флэшбэки работать, на самом деле довольно простое.
Хорошее воспоминание - это событие в НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ.
Как и в жизни, прошлое обычно ощущается драматично, потому что в настоящем происходит что-то, что заставляет нас вспоминать об этом, или потому, что у нас есть некоторая потребность использовать прошлое для какой-то цели в настоящем.
Как и в жизни, прошлое обычно ощущается драматично, потому что в настоящем происходит что-то, что заставляет нас вспоминать об этом, или потому, что у нас есть некоторая потребность использовать прошлое для какой-то цели в настоящем.
Теперь давайте поговорим о нескольких хитростях в использовании этого инструмента. Флэшбэки - это что-то вроде зомби, есть быстрые и медленные, и вы должны знать, как работает каждый вид.
Быстрые флэшбэки - это чаще всего просто образы, очень быстрые вспышки, которые пытаются запечатлеть переживание того, каково это - быть в чьем-то сознании, когда преследуют воспоминания. Такие быстрые флэшбэки почти всегда субъективны, они происходят с персонажем прямо внутри сцены.
Медленные флэшбэки - это когда вы фактически покидаете текущую временную шкалу, чтобы полностью воспроизвести сцену или последовательность событий в прошлом. И когда вы делаете это, сцена флэшбэка все равно остается сценой, в которую мы должны войти, потому что кто-то чего-то хочет, и во время нее что-то должно произойти.
Воспоминание - это всегда конкретный момент, оно не может быть обобщением. Если вы используете его, чтобы показать долгую историю или общее состояние, подумайте о том, как превратить воспоминание в моменты.
Если вы хотите сказать, что семья всегда была счастлива, пока им не пришлось уехать с фермы, то вы не можете просто направить камеру на всегда счастливых актеров. Это должно быть конкретное действие в момент счастья.
Еще одна фишка по применению флэшбеков состоит в том, чтобы разбить их на более мелкие кусочки и постепенно, по крупицам, вставить в историю. Такого рода воспоминания на самом деле добавляют интриги в историю. Важная вещь в этих разрозненных воспоминаниях заключается в том, что вы ясно даете понять аудитории в воспоминаниях, что они неполные, что их будет больше. Можете прервать их в неудобном месте или дать понять, что грядет что-то еще. А затем, когда вы вернетесь к ним, часто бывает хорошей идеей повторить фрагмент, чтобы аудитория могла вспомнить события и соединить точки сюжета.
Иногда вы возвращаетесь к событиям, которые мы уже видели в истории, потому что персонаж внезапно видит этот момент по-новому. Или иногда вы просто делаете это, чтобы напомнить персонажу или зрителям о какой-то детали, которая имеет отношение к настоящему моменту.
Но какими бы классными ни были флэшбеки, что, если они не соответствуют вашему сценарию? Что, если они не подходят к структуре или тону вашей истории? Вот две полезные альтернативы флэшбэкам.
Первый - это персонажи, говорящие о прошлом. Это действительно может сработать. Мощная беседа или монолог о прошлом.
Второй замечательный инструмент это механика взаимодействий с информационными гаджетами. Поиск в Интернете, поиск вырезок из новостей, старых фильмов или видео-, аудиозаписей, старых фотографий или сувениров.
Эти альтернативы - действительно хорошие способы включить прошлое в сценарий.
Итак, ответить на вопрос: "являются ли флэшбэки лучшим инструментом для того, чтобы по-настоящему прочувствовать прошлое, проникнуться драматизмом момента, который произошел до начала сценария" - предстоит вам самим. Это полезный инструмент, просто ответственно обращайтесь с ним.
Быстрые флэшбэки - это чаще всего просто образы, очень быстрые вспышки, которые пытаются запечатлеть переживание того, каково это - быть в чьем-то сознании, когда преследуют воспоминания. Такие быстрые флэшбэки почти всегда субъективны, они происходят с персонажем прямо внутри сцены.
Медленные флэшбэки - это когда вы фактически покидаете текущую временную шкалу, чтобы полностью воспроизвести сцену или последовательность событий в прошлом. И когда вы делаете это, сцена флэшбэка все равно остается сценой, в которую мы должны войти, потому что кто-то чего-то хочет, и во время нее что-то должно произойти.
Воспоминание - это всегда конкретный момент, оно не может быть обобщением. Если вы используете его, чтобы показать долгую историю или общее состояние, подумайте о том, как превратить воспоминание в моменты.
Если вы хотите сказать, что семья всегда была счастлива, пока им не пришлось уехать с фермы, то вы не можете просто направить камеру на всегда счастливых актеров. Это должно быть конкретное действие в момент счастья.
Еще одна фишка по применению флэшбеков состоит в том, чтобы разбить их на более мелкие кусочки и постепенно, по крупицам, вставить в историю. Такого рода воспоминания на самом деле добавляют интриги в историю. Важная вещь в этих разрозненных воспоминаниях заключается в том, что вы ясно даете понять аудитории в воспоминаниях, что они неполные, что их будет больше. Можете прервать их в неудобном месте или дать понять, что грядет что-то еще. А затем, когда вы вернетесь к ним, часто бывает хорошей идеей повторить фрагмент, чтобы аудитория могла вспомнить события и соединить точки сюжета.
Иногда вы возвращаетесь к событиям, которые мы уже видели в истории, потому что персонаж внезапно видит этот момент по-новому. Или иногда вы просто делаете это, чтобы напомнить персонажу или зрителям о какой-то детали, которая имеет отношение к настоящему моменту.
Но какими бы классными ни были флэшбеки, что, если они не соответствуют вашему сценарию? Что, если они не подходят к структуре или тону вашей истории? Вот две полезные альтернативы флэшбэкам.
Первый - это персонажи, говорящие о прошлом. Это действительно может сработать. Мощная беседа или монолог о прошлом.
Второй замечательный инструмент это механика взаимодействий с информационными гаджетами. Поиск в Интернете, поиск вырезок из новостей, старых фильмов или видео-, аудиозаписей, старых фотографий или сувениров.
Эти альтернативы - действительно хорошие способы включить прошлое в сценарий.
Итак, ответить на вопрос: "являются ли флэшбэки лучшим инструментом для того, чтобы по-настоящему прочувствовать прошлое, проникнуться драматизмом момента, который произошел до начала сценария" - предстоит вам самим. Это полезный инструмент, просто ответственно обращайтесь с ним.