Раньше (когда еще доллар был по 30), большую часть подготовки к написанию сценария я уделял построению сюжета. Структура истории крайне важна, базара зиро. Но, как утверждал Аристотель, движущей силой сюжета является персонаж.
Как начинающий автор, я неплохо справлялся с расстановкой сюжетных точек. Но моя проза напоминала свеклу в селедке под шубой. Чисто поверхностное творчество. А ведь дальше еще и картошка, и морковка, и селедка, и куча майонеза. Глубина в истории появляется не из-за сложности сюжета, а из-за глубины персонажей.
Возможно, это для вас не новость (и очень хорошо). Но теперь я должен был найти эффективный способ разработки персонажей. Полюбить персонажей — лучший способ заставить читателя (или продюсера) пойти с вами в увлекательное путешествие, полное эмоциональных качелей. Поэтому если вы сталкиваетесь с трудностями при создании сложных, многослойных персонажей, или часто слышите от редакторов «поработайте над персонажами» надеюсь, этот пост вам поможет.
Как начинающий автор, я неплохо справлялся с расстановкой сюжетных точек. Но моя проза напоминала свеклу в селедке под шубой. Чисто поверхностное творчество. А ведь дальше еще и картошка, и морковка, и селедка, и куча майонеза. Глубина в истории появляется не из-за сложности сюжета, а из-за глубины персонажей.
Возможно, это для вас не новость (и очень хорошо). Но теперь я должен был найти эффективный способ разработки персонажей. Полюбить персонажей — лучший способ заставить читателя (или продюсера) пойти с вами в увлекательное путешествие, полное эмоциональных качелей. Поэтому если вы сталкиваетесь с трудностями при создании сложных, многослойных персонажей, или часто слышите от редакторов «поработайте над персонажами» надеюсь, этот пост вам поможет.

Познай своего персонажа (могло бы быть написано на стенах дельфийского храма, если бы там собирались сценаристы).
На древнегреческом слово moira означает и «характер», и «судьбу». Что для нас равнозначно “характер” и “сюжет”. То, кем является ваш персонаж будет определять то, что он будет делать. Характер раскрывается через выбор (моральный выбор в неочевидной ситуации).
В третьем сезоне «Игры престолов» Тириона обвиняют в убийстве короля Джоффри. Несмотря на невиновность, его предает собственный отец, а суд превращается в фарс. Вот тут наступает ключевой момент выбора. Когда Тириону предлагают признать вину и отправиться в Ночной Дозор (фактически спасти свою жизнь), он отказывается. Вместо этого он требует «суда поединком» — рискованного решения, которое может привести к его смерти. Почему?
Характер: Тирион — человек, для которого справедливость и личное достоинство важнее жизни. Он годами терпел унижения, но здесь проводит черту: «Я не умру как преступник. Я умру как Ланнистер».
Судьба: Этот выбор приводит к цепочке событий — побег, убийство Тайвина, изгнание. Его характер (язвительный ум, гордость, ненависть к лицемерию) определяет его путь. Драматично — жизнь на кону, эмоции зашкаливают. Неоднозначно — у Тириона есть причины сдаться, но он идет против логики. Последствия — решение меняет всю его судьбу.
Характер: Тирион — человек, для которого справедливость и личное достоинство важнее жизни. Он годами терпел унижения, но здесь проводит черту: «Я не умру как преступник. Я умру как Ланнистер».
Судьба: Этот выбор приводит к цепочке событий — побег, убийство Тайвина, изгнание. Его характер (язвительный ум, гордость, ненависть к лицемерию) определяет его путь. Драматично — жизнь на кону, эмоции зашкаливают. Неоднозначно — у Тириона есть причины сдаться, но он идет против логики. Последствия — решение меняет всю его судьбу.
Или возьмем классику - "Касабланка". В кульминационном эпизоде фильма Рик стоит перед морально невозможным решением: отпустить Ильзу, женщину, которую он любит, с её мужем — лидером сопротивления, чтобы они продолжили борьбу против нацистов или оставить её себе, используя поддельные документы на вылет (которые дают ему власть над её судьбой).
Что делает Рик? Он произносит легендарную фразу: «У нас всегда будет Париж» — и отдает документы, жертвуя личным счастьем ради общего блага. Почему это круто? Конфликт между цинизмом и благородством. Весь фильм Рик притворяется равнодушным, но этот выбор раскрывает его истинную суть — он романтик и идеалист, который скрывается за маской прагматика. Его решение не просто меняет жизнь трёх людей, но и символизирует переход от индивидуализма к ответственности (Вторая мировая война, 1942). Плюс ко всему, это очень неоднозначный финал. Что хорошо)
Что делает Рик? Он произносит легендарную фразу: «У нас всегда будет Париж» — и отдает документы, жертвуя личным счастьем ради общего блага. Почему это круто? Конфликт между цинизмом и благородством. Весь фильм Рик притворяется равнодушным, но этот выбор раскрывает его истинную суть — он романтик и идеалист, который скрывается за маской прагматика. Его решение не просто меняет жизнь трёх людей, но и символизирует переход от индивидуализма к ответственности (Вторая мировая война, 1942). Плюс ко всему, это очень неоднозначный финал. Что хорошо)
Как обычно разрабатывают персонажа? Составляют анкету или берут список вопросов. Где родился, где пригодился, все дела. Такая анкета тоже есть на сайте. Анкетный подход полезен для наброска основных черт. Это как анкета в тиндере. По ней можно понять только пойду или не пойду с этим человеком на первое свидание. А что происходит на первом свидании? Скорее всего, вы рассказываете друг другу истории. Именно через истории мы по-настоящему узнаём людей.
Можно попробовать два инструмента:
Картографию персонажа — она помогает связать героя с его путём в истории.
Картографию конфликта — она даёт основу для сцен, показывающих развитие героя.
Для этого нужно иметь:
Картография персонажа. Когда я перехожу от концепта к созданию персонажа, я не пишу списки. Вместо этого я пишу абзацы, исследуя прошлое, настоящее и будущее героя.
Я задаю себе вопросы:
Интересует не просто набор фактов, а эмоциональное путешествие:
Самый мощный инструмент — это микроистории из прошлого персонажа, которые показывают его выбор в действии. Например, ВАСЯ ПУПКИН отправился в тюрьму на пять лет, после того, как они с подельником украли бутылку коньяка из ночного магазина, который крышевали продажные менты. Это не просто факт. Это конфликт, отношения, личность.
Характер = Конфликт
Цель создания персонажа — это сценарий. А сценарий строится на действиях, рождающихся из конфликта и выбора. Понимая своего героя, вы можете заранее определить, кто и что вызовет наибольший конфликт. И как на это повлияют желания и страхи героя.
Один из самых мощных источников конфликта — другие персонажи. Многие шаблоны их игнорируют. Но картография конфликта позволяет выстраивать сетку персонажей.
Например, один персонаж ставит на первое место лояльность. Другой (близкий ему) оказывается предателем — потому что боится срока. А третий персонаж — источник власти, решающий их судьбу. Если взять Васю Пупкина: Вася не сдаёт подельника на допросе, хотя это даст ему срок. Почему? Потому что в детстве его предал отец (микроистория) — теперь он скорее сгниёт в тюрьме, чем станет таким же. А подельник сдает.
Сюжет — это характер. Характер — это выбор в ситуации конфликта. Привычки делать выбор — это судьба. Поэтому прошлое героя формирует его путь. Описание персонажа должно отражать его эмоциональную дугу, намекать на возможные будущие сцены, которые выявят его желания, страхи, ложные убеждения, показывать взаимосвязи с другими персонажами.
Хотя это кажется трудоёмким, такой подход занимает меньше времени, чем традиционные анкеты, и даёт намного больше материала.
Но! Всегда есть “но”. Это все не железобетонно. Персонажи могут меняться, когда начнёте писать. Но если вы знаете куда идете, вы не упретесь в тупик.
Можно попробовать два инструмента:
Картографию персонажа — она помогает связать героя с его путём в истории.
Картографию конфликта — она даёт основу для сцен, показывающих развитие героя.
Для этого нужно иметь:
- Продуманный логлайн.
- Общее представление о мире истории. (Они могут меняться, и это нормально.)
Картография персонажа. Когда я перехожу от концепта к созданию персонажа, я не пишу списки. Вместо этого я пишу абзацы, исследуя прошлое, настоящее и будущее героя.
Я задаю себе вопросы:
- Кто он сейчас и почему он делает то, что делает?
- Какие у него отношения и как прошлое на них повлияло?
- Чего он хочет? Почему он нуждается в переменах?
Интересует не просто набор фактов, а эмоциональное путешествие:
- Какие у него страхи, надежды, заблуждения, боли?
- Какие у него эмоциональные блоки?
Самый мощный инструмент — это микроистории из прошлого персонажа, которые показывают его выбор в действии. Например, ВАСЯ ПУПКИН отправился в тюрьму на пять лет, после того, как они с подельником украли бутылку коньяка из ночного магазина, который крышевали продажные менты. Это не просто факт. Это конфликт, отношения, личность.
Характер = Конфликт
Цель создания персонажа — это сценарий. А сценарий строится на действиях, рождающихся из конфликта и выбора. Понимая своего героя, вы можете заранее определить, кто и что вызовет наибольший конфликт. И как на это повлияют желания и страхи героя.
Один из самых мощных источников конфликта — другие персонажи. Многие шаблоны их игнорируют. Но картография конфликта позволяет выстраивать сетку персонажей.
Например, один персонаж ставит на первое место лояльность. Другой (близкий ему) оказывается предателем — потому что боится срока. А третий персонаж — источник власти, решающий их судьбу. Если взять Васю Пупкина: Вася не сдаёт подельника на допросе, хотя это даст ему срок. Почему? Потому что в детстве его предал отец (микроистория) — теперь он скорее сгниёт в тюрьме, чем станет таким же. А подельник сдает.
Сюжет — это характер. Характер — это выбор в ситуации конфликта. Привычки делать выбор — это судьба. Поэтому прошлое героя формирует его путь. Описание персонажа должно отражать его эмоциональную дугу, намекать на возможные будущие сцены, которые выявят его желания, страхи, ложные убеждения, показывать взаимосвязи с другими персонажами.
Хотя это кажется трудоёмким, такой подход занимает меньше времени, чем традиционные анкеты, и даёт намного больше материала.
Но! Всегда есть “но”. Это все не железобетонно. Персонажи могут меняться, когда начнёте писать. Но если вы знаете куда идете, вы не упретесь в тупик.