Статьи

Непреложные законы сценариста. Лучшие трюки.

по Блэйку Снайдеру

Приемы, которые собраны в результате многолетней работы лучших сценаристов Голливуда. Вы можете заметить как они работают, просматривая любой фильм с действительно крепким сценарием. Поехали!

Папа римский в бассейне.

Это хитрый способ завуалировать сложные или скучные объяснения, предысторию или детали сюжета, которые зрители обязаны узнать, чтобы двигаться дальше. Фишка заключается в том, чтобы совершить "отвлекающий маневр". Зацените как это работает.
Итак, в Ватикан к папе римскому приходят посетители. Сейчас будет подана важная часть истории, скучный рассказ, но эта информация очень важная. Без нее никак. Поэтому папа римский встречает гостей не в парке, а в бассейне! Он плавает от бортика к бортику в купальном костюме!
Зрителя сносит волна противоречивых вопросов.
В Ватикане есть бассейн? Посмотрите на папу. Что это на нём?
В итоге, пока зритель тонет в параллельных мыслях, сценарист "скармливает" важные зерна истории. Теперь такую сцену нельзя назвать слабой. В таком виде она способна оставить такое ядерное послевкусие, что может быть даже приснится зрителю. Этот крутейший прием работает. Не сомневайтесь.
У Блэйка Снайдера "папой в бассейне" стало неудержимое желание двух героев сходить в туалет во время встречи с боссом. Пока им объясняли, что от них требуется, чуваки скрещивали ноги и лезли на стену от звука поливальной машины за окном. Зритель был отвлечен и повержен. А главное - ключевая инфа была донесена. Можно двигаться дальше.

Абракадабра в квадрате.

Главная истина этого приема заключается в том, что зритель готов воспринимать только один вид волшебства на фильм (исключения: фильмы про школы волшебства).
Вы поймите, нельзя, чтобы пришелец, упавший на сарай в своём корабле, был тут же растерзан зомби, которые только что научились летать, поверив в Бога. Это мешанина. Не добавляйте пельмени в борщ! Зритель обзовет вас брехуном и поедет домой, так и не досмотрев, чем всё закончилось. Запомните этот закон. Один вид волшебства, одно чудо на фильм.

Укладка трубы.

Короче, терпение зрителя не безгранично. Ваша труба (завязка сюжета) не должна тянуться слишком далеко. У первого акта есть стандарт. Разгоняйте историю лихо. Вспомните свою девушку или друга, который сел с вами смотреть фильм, но захрапел. Так вот, скорее всего, он не виноват. Виноват сценарист.
Если вы пишите фильм, а предыстория зашла дальше 25-й страницы, то у вас точно проблемы. Возвращайтесь в начало. Займитесь "укладкой труб".
Сейчас наступил век "свайпа". Это война за внимание. Никаких 40-минутных разгонов. Найдите лишнее и переходите к делу уже.

Черный ветеринар или Слишком много марципана.

Речь идет о многообразии творческих концепций. Вы накидали так много всего, что просто не можете от чего-то отказаться. Все концепции такие классные. И вы, вцепившись в идеи, стараетесь всё это уместить в одну историю. Ваш герой ветеринар афроамериканец, а еще он с армейским прошлым. Потому он - ветеран и ветеринар! Ура, вы "впихнули грейпфрут в ноздрю". Зритель требует вернуть ему деньги.
Герой теряет память и ему врут, что он другой человек. А еще есть идея, что он инсценирует свою смерть. Вот пример плохой работы. Правило похоже на "Абракадабру в квадрате". Выбирайте только те концепции, которые лучше всего раскроют идею фильма. Это важный закон, который лучше не нарушать.

Осторожно, ледник!

Опасность или плохие парни приближаются к главному герою слишком медленно. Вулкан, который должен извергнуть лаву, всё пыхтит и пыхтит. Но никак не бабахнет. В трейлере точно будут кадры, как куски лавы разлетаются в стороны, но если вы оттягиваете это ближе к концу, вы будете прокляты армией зрителей, размахивающих пустыми ведерками от попкорна.
Улитки гонятся за героиней, а армия черепах разорвет на куски, если догонит, но...
Не забывайте, что чувство опасности должно неумолимо нарастать, наступать на пятки, быть здесь и сейчас. Угроза должна быть реальной для персонажей, за которых мы переживаем. Не оставляйте шанса перевести дух ( можно лишь однажды).

Духовное перерождение.

Это важнейшее правило кинодраматургии вам точно известно. Но давайте закрепим. Каждый персонаж вашей истории просто обязан измениться по мере сюжета. Исключения - некоторые "плохие парни".
Духовный рост, жизненные уроки, опыт ошибок влияют на внутренний мир героя. В лучшем варианте зритель тоже должен измениться после просмотра картины. Поэтому очень важно продумать исходное положение персонажа, его страхи, недостатки, мечты. Не менее важно точно определиться каким он выйдет из всех передряг. На что он готов пойти для достижения цели? Чем готов пожертвовать? Какие страхи должен преодолеть?
Трансформация должна быть! И это золотое правило крепкой истории. Если у вас не так, то скорее всего ваша история неполноценна. Вернитесь в начало и распишите "арки" ваших героев на доске. Какие духовные перерождения ждут героев? Может ваш главный герой интроверт домосед и потому страдает от безответной любви? Как только он перешагнет свой страх, пойдет на вечеринку и пригласит на танец самую топовую девушку, он обретет счастье и кекс? Это простая арка, замутите изящней!

Не вмешивайте прессу.

Правило, которым поделился Стивен Спилберг, просто бесценно. Оно работает, как часы. Суть такова.
Какое бы чумовое событие не произошло, оно должно остаться в локальном секрете. Ваш герой обнаружил, что он умеет читать мысли женщин, и вы раздумываете "слить" эту новость прессе, чтобы его дом наполнился журналистами, а мистер Гибсон стал известным парнем. Так вот. Не надо так. История мгновенно потеряет реалистичность. Таково правило.
Когда Марти МакФлай сгонял в прошлое, это так и осталось между ним и Доком. Он не раздавал интервью, не ходил на вечернее шоу.
Это всё создает ту самую магию кино. О секрете знают герой и зритель. Зритель чувствует сопричастность и от этого дико вовлечен.

Спасите котика.

Правило, которое тоже известно почти всем сценаристам. Заявляя главного героя, необходимо добавить такие штрихи, чтобы он мгновенно стал симпатичен зрителю.
Главный герой сразу терпит неудачу, ему изменяет жена, он избивает соседа, а, выходя из дома с ружьем в руках, замечает котика на дереве. Он помогает ему и всё. Теперь мы любим его и сопереживаем ему максимально. Ведь он хороший парень. Это очевидно.
В случае, если главный герой плохой чувак, злобный убийца и кровавый мститель, то можно сделать его антигероя еще более конченым чуваком. И снова формула заработает. Ну вы и так всё знаете.
Заключение.
Друзья, вы можете возразить, мол видали фильмы, в которых эти правила нарушались. Это так. Но Блэйк Снайдер гарантирует, что все нарушения имели последствия в виде низких сборов в кинопрокате.
Будьте на шаг впереди. А еще будьте вместе с нами в телеграм канале для сценаристов.